НАСЛЕДИЕ.
АРХИТЕКТУРА
Развитие казанской архитектуры — один из самых интересных процессов формирования российского города.
Столица Татарстана веками вбирала в себя смыслы эпох и взращивала собственную индивидуальность через опыт разных народов.
О том, как Казань продолжает это делать и кто ей помогает, читайте здесь.
«Не навреди»:
Сохранить татарскую избу
и построить «Кольцо»
История казанской архитектуры насчитывает более восьми веков и неразрывно [зачастую больше, чем можно представить] связана с историческим и политическим контекстом страны.
Возможно, именно по этой причине в архитектуре Казани [по привычке] гармонично сосуществуют элементы разных культур, эпох, национальностей и религий. Но обо всем по порядку.
Средневековая Казань — центр кочевого татарского государства, в котором возникает и татарский архитектурный стиль. Он развивается в эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды, Татарского ханства и расцвета Российской империи, поэтому сочетает в себе восточные и европейские мотивы.
Изящная работа с натуральными материалами — визитная карточка татарской архитектуры
[дерево, кирпич, камень сочетается с геометрическими узорами, плавными линиями и орнаментами].
А Старо-татарская слобода [куда после завоевания города Иваном Грозным были переселены многие коренные татарские семьи — это в дальнейшем определит общий характер и стиль местности] с пирамидальными формами крыши, арочными проходами и узорчатыми фасадами — дошедшее до нас отображение
труда зодчих прошлого.
В XIX под более активным влиянием Российской Империи в архитектуру Казани приходят:
Казанский кремль, строившийся под руководством архитектора Василия Кафтырева, и Петропавловский собор по проектам Михаила Литвинова
[лаконичные формы, понятные и приятные дворянству].
Немного позже казанская архитектура вбирает в себя принципы классицизма с его сдержанностью
в декоративных элементах — Гостиный Двор,
главный учебный корпус КАИ, Суворовское
училище и Дом офицеров. Все они — проекты
переходного в истории города [и страны]
периода, после которого Казань
захватывает конструктивизм
и сталинский ампир.
Советская эпоха основательно меняет город — появляются многоэтажные дома, администрации, памятники советской эпохи и множество построек общественного пользования — школы, кинотеатры и культурные центры.
Здание химического факультета Казанского университета, Театр оперы и балета, Медицинский университет и ДК Павлюхина (ныне Филармония) — все это срез эпохи через призму архитектуры.
А уже в 1950-х — 1980-х Казань пропитывает дух индустриализации и утилитарности [отсюда берет свое начало квартальная застройка и «муравейники» с картонными стенами].
Среди «витринных» построек периода — цирк, Дворец спорта, здание консерватории [будущий Большой концертный зал],
главное здание речного
вокзала, здания обкома
КПСС [сейчас
Правительство Республики

Татарстан] и Госсовета Р Т,
гостиница «Татарстан»,
ЦУМ, Татарский
академический театр
и другие.
Вековые трансформации Казани демонстрируют, что выстраивать и соблюдать единый архитектурный код города — задача повышенной сложности.
Наслоившиеся друг на друга эпохи и исторические «раны» [например, крупнейшие городские пожары, уничтожившие большую часть города, в 1815 и 1842 годах] дают о себе знать и сейчас.
Горожане продолжают
переживать последствия
массового исхода жителей
из центра города в 1990-е и нигилистической практики в отношении архитектурного наследия.
Многие из утраченных тогда зданий [например улицы Вишневского и Свердлова, здание училища слепых у входа в ЦПКиО, дом Апанаевых на Каюма Насыри, Музуровские номера на «Кольце»] вовсе не были «трущобами» и, при должном отношении, могли оставаться украшением Казани.
На фоне всех этих процессов в городе постоянно шла [и идет] война мнений.
Одни считают
деревянную архитектуру
нерациональным пережитком прошлого, для других
в ней — душа Казани. Того же Константина Олешкевича, проекты
которого [городская Шамовская больница, дом Киселева и другие] являются неотъемлемой частью городского пейзажа, искусствовед Дульский упрекал в метаниях от одного стиля к другому. А историк архитектуры Василий Егерев считал безобразным оформление фасада нынешнего Национального музея РТ, но после пожара 1987 года его все равно восстановили в прежнем виде.
Возможно, именно по этой причине в архитектуре Казани [по привычке] гармонично сосуществуют элементы разных культур, эпох, национальностей и религий. Но обо всем по порядку.
мой 2007
Не надо возвращать мне
Нулевые — крайне спорный период для архитектуры в целом, и Казань тут не стала исключением.
Кто-то называет безвкусицей все, что построено в 2000-е, а для кого-то — это капиталистический романтизм — стиль, обусловленный исторической эпохой.
Мнений множество, но наверняка можно сказать одно — именно в эти годы сформировался облик той Казани, которую мы знаем сейчас [в том числе и с самыми некрасивыми зданиями].
Приход стекла, металла и зачастую сюрреалистичных форм [которые и становятся предметами споров] обусловлен появлением новых технологий и инновационных подходов к строительству.
Город активно развивался и модернизировал свою инфраструктуру, чтобы соответствовать требованиям современного общества.
В это время появляется один из самых значимых культурных проектов Казани — Мечеть Кул Шариф, открытая в год 1000-летия Казани [2005, если что].
К этому же событию
приурочили реализацию
проектов Казанского
метрополитена,
моста Миллениум,
Нового ипподрома
и «Татнефть-Арены».
Современные торгово-развлекательные центры, культурные объекты, спортивные сооружения и жилые комплексы тоже стали неотъемлемой частью нового облика Казани. Объект всевозможных мемов — ТЦ «Кольцо», театр кукол «Экият», центр семьи «Казан», КРК «Пирамида» положительно [на тот момент] встретили жители и гости города. Но это был лишь первый этап
потому что дальше была Универсиада…
В 2011 году в Казани и Татарстане в целом наблюдается «поворот» в сторону сохранения архитектуры и исторического наследия в общем понимании. Инициатором этого становится сам Рустам Нургалиевич Минниханов и помощник президента Олеся Балтусова. С того момента [за 13 лет] выработаны регламенты и созданы методики проектирования, отреставрированы сотни памятников архитектуры, а кроме этого активно заработало градозащитное движение «Том Сойер Фест», команда которого восстанавливает исторические дома своими силами [16 домов за 9 лет].
«До» и «После» Универсиады
Действительно глобальные изменения в архитектуре и градостроительстве Казани произошли при подготовке к Универсиаде 2013 года.
После успешно проведенной Универсиады Казань признали третьей столицей России [а это значит, в город хлынули инвестиции и «мозги», которые смогли грамотно ими распорядиться].
Международное спортивное событие стимулировало развитие инфраструктуры и обновления городской среды.
В этот период строятся: стадион «Казань Арена», Дворец водных видов спорта, Академия тенниса, Центр гимнастики, Дворец единоборств «Ак Барс», а для проживания гостей открывают Деревню Универсиады [сейчас там проживают студенты Казанского федерального университета], обновляется транспортная инфраструктура и создается множество общественных пространств.
В этот момент на арену выходит Наталья Фишман [с марта 2015 года — помощник президента РТ, а после — куратор Программы развития общественных пространств РТ] — ключевая фигура в проектировании современной Казани, под руководством которой реализовано более 328 проектов благоустройства по всей Республике.
Кстати, набережная озера «Кабан» — любимейшеей место горожан
и туристов — ее творение.
Кремлевская набережная
Давно существовавшая набережная на левом берегу реки Казанки приобрела новый облик в 2010 году.
Первую очередь спроектировали к Универсиаде, а полноценное открытие состоялось в 2015.
Локация сразу же стала новой точкой притяжения для туристов
и горожан, а все благодаря пешеходным [и велосипедным] дорожкам с иллюминацией, заведениям и видам

городской панорамы
[а какие там закаты].
На что еще посмотреть в Казани, пройдемся по списку:
Набережная Кабана
Открытие [не побоимся сказать] самой ожидаемой
набережной в Казани состоялось в 2020 году.
Вдоль набережной проложили нескольких зон [«Спорт», «Река», «Лес» и «Мост»], пешеходные дорожки и путь по воде, установили 30 объектов, в том числе павильон с комнатой матери и ребенка, торговые киоски, амфитеатр, смотровые площадки, барбекю-зону и не только. Над переосмыслением территории работали разные архитектурные бюро, среди которых MAParchitects, «Архитектурный десант», студия Новиковых, российско-китайский консорциум Turenscape + MAP [отвечали за основную концепцию территории] и другие.
Национальная библиотека РТ
Один из главных интеллектуальных и креативных кластеров города открылся в отреставрированном здании НКЦ в 2020 году. Там провели реконструкцию и полностью переосмыслили дизайн и функциональное предназначение пространств. Для посетителей открылись не только читальные залы, но и театральная площадка, звукозаписывающая студия, выставочный, музыкальный и конференц-залы, а также кофейня.
ЦСК «Смена»
Трехэтажное здание, построенное в 1908 году, в разное время было конюшней, складом сена для животных и даже автомойкой. В 2013 году там провели ремонт, открыли лекторий, книжный магазин и выставочное пространство.
Но и сейчас в «Смене» можно заметить следы прошлого — кирпичная кладка осталась нетронутой, а деревянные потолки просто привели в порядок. Сохранить конструкции было
непросто: пожарные публично выступали
против этого решения
на общественных
слушаниях.
Экстрим-парк «УРАМ»
Крупнейший экстрим-парк России открылся [так же] в 2020 году.
                   Открытая часть парка — это многофункциональное
общественное пространство у моста «Миллениум», которое объединяет локации для спортсменов-экстремалов и молодежи, городской парк и event-площадки для спортивных и культурных мероприятий. Крытый комплекс «УРАМ» — центр уличной культуры, на двух этажах которого располагаются экстрим-зоны и культурные пространства, открытые для всех желающих, например, лекторий, медиатека и диджейская школа.
ИТ-парк и ИТ-парк им. Б. Рамеева
В самом центре города сформировался целый технологический квартал «Сан», в который вошли ИТ - парк на Петербургской, «Школа 21» от «Сбербанка», бизнес-центры «Сувар» и Urban, Технопарк «Идея» и открывшийся в 2022 году ИТ-парк им. Башира Рамеева. Оба здания ИТ-парков построены с целью агрегировать стартапы, IT-компании, творческую молодежь и представителей инвестиционных фондов, которые создадут новые
технологические
компании.
Присутственные места
Реконструированное здание, долгое время бывшее административным, стало большим креативным пространством для городских событий.
Своей главной целью архитекторы видели создание «нейтральной»
и сдержанной локации
с незначительным количеством акцентов, а также сохранение духа истории. В декоративные элементы были интегрированы растительные орнаменты и драгоценные камни в виде капель, а основной цветовой гаммой выбрали молочный, кремовый и древесно-коричневый.
Общественные пространства
Изменения в общественных пространствах взяла на себя Дирекция парков и скверов города, Институт развития городов Республики Татарстан, и Институт развития города Казани.
Вместе они открывают новые парки и скверы, реконструируют локации и предлагают благоустройство уже существующих точек притяжения.
Например, под их эгидой в Казани перезапустили парк «Черное озеро», Сад рыбака, Сад имени Кирова, Горкинско-Ометьевский лес и другие
общественные локации.
Говорить об архитектурных планах и воплощать их
Архитектура в Казани продолжает активно развиваться — создаются новые проекты, объединяющие современные подходы к строительству и историческое наследие города.
Так, в скором будущем
[примерно к 2025 году] в Казани откроется обновленный Театр имени Галиасгара Камала. Планируется, что его архитектура будет отдаленно напоминать старое здание: у него будет треугольная геометрия, но более легкая за счет стекла. Заостренная крыша одновременно похожа на наконечники
стрел татарских воинов и ледяные
цветы на озере Кабан,
а высокие башни
воссоздадут
образ
леса.
Еще одним значимым проектом для казанской архитектуры станет строительство Соборной Мечети.
По предложению архитекторов, мечеть должна занять место в Адмиралтейской слободе, где Волга делает крутой поворот в своем русле. Так она будет заметна с воды и ключевых точек города. Планируется, что купол здания облицуют глянцевой керамической плиткой. За счет просветов на фасаде солнечный свет будет отражатьсяот поверхности купола, и мечеть станет светиться изнутри.
Кроме того, в планах на архитектурное будущее — создание новых общественных пространств, парков, мостов и других объектов инфраструктуры, которые будут способствовать улучшению качества жизни горожан и созданию комфортной городской среды.
Институт развития городов РТ
планирует выйти на финальный
этап работ над Бульваром по улице Серова [недалеко от мечети «Ярдэм»], Большим Чайковым озером [рядом
с новым перинатальным центром и городской больницей № 7] и, конечно же, продолжит благоустройство дворов в рамках программы «Наш двор».
Сейчас развитию Казани способствует, как ни странно, именно открытый спор или [как говорят цивилизованные люди] диалог властей, жителей города и архитекторов. Для этого, например, есть архитектурный форум «Казаныш» или архитектурно-градостроительная конференция «Диалоги».
Но самым главным ресурсом в трансформации города остаются люди и их желание улучшать среду вокруг себя — создавать новые объекты с учетом исторической локации, действовать по медицинскому принципу «не навреди».
Благодарим за экспертный комментарий краеведа Марка Шишкина
Читать далее...
ИЗО
Читать далее...
МУЗЫКА
Читать далее...
ЛИТЕРАТУРА
Читать далее...
КИНО И ТЕАТР
Реклама. ООО «ГЛОБАЛРИЭЛТ», erid: 2SDnjetrNci