Но несмотря на то, что театр [как культурная институция] закрепился в Татарстане давно,
сама татарская
драматургия
считается
относительно
молодой.
Театр, как культурная единица, существует в Татарстане с XVIII века. С 1791 [год основания первого публичного театра, а с 1948 и по нынешнее время — театра им. Качалова] Казань начала
свой путь в драматическом искусстве.
Театр начинается
с вешалки / Театр элгечтән башлана
На сцене одного из старейших театров России ставили [и ставят] великую классику — пьесы «Недоросль», «Ревизор», «Бобыль», «Ермак» и многое другое.
Все эти спектакли создавались в самых разных местах города — от Театральной площади до Присутственных мест Казанского Кремля — и только в 1883 году труппа обрела свой дом в особняке купца Синякова.
После этого, конечно, здание неоднократно перестраивалось [финальный вид оно приняло лишь в 1914], но с того момента театр им. Качалова проводил показы шедевров русской литературы только по адресу Баумана, 44.
Условно, ее история начинается в 1887-го году с пьесы «Несчастная девушка»
Габдрахмана Ильяси.
В это же время создаются
пьесы «Несчастный юноша»
и «Ответ несчастной девушке» Фатиха Фалиди, а чуть позже
свой творческий путь начинает Галиасгар Камал — именно
он считается родоначальником «татарского театра».
Неформальные постановки
появлялись в городах повсеместно,
но первый массовый спектакль зафиксирован
5 мая 1906 года. Группа актеров, входивших в литературно-художественный кружок «Шимбә», отыграли «Жалкое дитя» в переводе Галиасгара Камала. А уже в 1907 году труппа Ильяса Кудашева-Ашказарского [создатель первой
в России труппы мусульманских артистов драмы] отправилась на гастроли по городам Татарстана.
Во время их путешествия в Нижнем Новгороде произошло знаковое событие для всей татарской театральной среды — в труппу вступила первая женщина Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.
До этого, по законам шариата,
на сцене могли играть только мужчины.
Театральная труппа «Сайяр»
[так называлась труппа после того, как Кудашев покидает ее] — исток всего профессионального татарского театра.
Карим Тинчурин,
Зайни Султанов,
Гульсум Болгарская,
Нагима Таждарова,
Фатима Ильская
и многие другие актеры гастролировали по деревням республики и однажды посетили Москву, где сыграли спектакль на татарском языке.
«Сайяр» принес Татарстану театральную известность.
Но просуществовал недолго — в 1918 году объединение распалось.
Однако уже в 1922 году многие из труппы снова встречаются на творческом пути.
Происходит это под крышей [только что открытого] первого государственного показательного [в будущем академического] драматического татарского театра имени Красного Октября.
В числе труппы оказывается и Карим Тинчурин, который уже в 1926 году напишет и поставит два шедевра национальной драматургии: музыкальную драму «Голубая шаль» и комедию «Без ветрил».
Период сталинских репрессий, военные и послевоенные годы становятся для татарского театра настоящим испытанием.
От «рук» НКВД погибает большое количество драматургов и актеров, в том числе и сам Карим Тинчурин, а с ним — Фатхи Бурнаш, Мухтар Мутин и другие.
Те, кто успел уйти от ареста, надолго
или навсегда покинули Казань.
С началом войны театры частично трансформируются в госпитали, но постановки не прекращаются. Однако становятся они настолько «серыми» и единоформатными, что в будущем понадобится почти 10 лет, чтобы реабилитировать последствия «искоренения» татарского театра из [как бы тривиально это не звучало] Татарстана.
Ситуация для всей театральной индустрии Татарстана начнет меняться после реабилитации Тинчурина в 1956 году.
[А уже в 1986 году здание выездного театра получит имя Тинчурина, и он станет ключевым татароязычным театром Казани]
и прихода Марселя Салимжанова в уже переименованный Татарский государственный Академический театр имени Галиасгара Камала.
В этом же году новое здание театра оперы и балета на площади Свободы, который существовал с конца XVIII века, было торжественно открыто оперой Жиганова «Алтынчеч».
Театру присвоили имя Мусы Джалиля [это имя еще ни раз громко прозвучит с 1994-го года во время гастролей оперной и балетной трупп театра в странах Европы — 120 концертов в год в течение 20 лет], который до войны заведовал в театре литературной частью.
Пожалуй, с этого момента татарский театр перестает быть просто локальным творчеством, а становится одной из мощнейших школ [еще] Советского союза, актеры которой получают государственные премии и признание по всему миру.