У татарского голоса есть эстрада
До 1850-х годов песни в основном были импровизационными и условно делились на обрядовые, игровые и плясовые, лирические протяжные [озын көй] и лирические короткие [кыска көй].
В этот период формировался
тот самый моң — особое звучание татарских народных песен, их задушевная протяженность и мелодичность.
Со второй половины XIX века начался качественно новый этап,
в котором окончательно сложился общенациональный песенный стиль. Среди произведений этого периода известны до сих пор «Күбәләгем», «Алмагачлары», «Баламишкин» и другие.
Почти во всех песнях слова не были закреплены за мелодией: один и тот же текст пели под разную музыку и под одну и ту же мелодию напевали разные слова.
Секрет «кочующих песен» в их простоте и однородности: одной строке четверостишия соответствовала одна музыкальная строка. Благодаря такому «квадрату» тексты и мелодии становились гибкими и универсальными.
В новоевропейский период над песенным творчеством активно работали композиторы. Многие авторские песни стали народными, например, «Туган тел» на стихотворение Габдуллы Тукая, «Ай, былбылым» в известном исполнении Рената Ибрагимова, романс «Китмә, сандугач!..» Рустема Яхина, «Ак Калфак» и «Туган Авылым»
в исполнении Сары Садыковой и другие.
Творчество XX века стало наиболее значимым периодом для татарской эстрады. Современные музыканты и исполнители по-новому интерпретируют культовые произведения старой школы, например, Yummy Music Band организовывает концерты-трибьюты Ильгаму Шакирову.
В современной культуре эстрадно-музыкального искусства представлены разные стилевые направления массовой музыки. Татарская эстрада, как и любая другая, ориентирована на коммерцию. Этим объясняются основные темы песен: по аналогии с казахской культурой, татарские исполнители — это той-е — артисты, которые выступают на праздниках. Поэтому в основном песни посвящены поздравлениям и признаниям в любви.
Сейчас эстрада в стагнации.
Во многом это связано с дороговизной производства: выросла стоимость записи песен, за звучание в теле- и радиоэфире также нужно платить. Аранжировки для татарских исполнителей часто создают московские музыканты. Из-за космополитичности музыка теряет национальную идентичности и мало трогает слушателей.
Чтобы вернуть эстраде былой престиж, в республике проводят конкурсы и фестивали [«Яңа татар җыры», «Татар моңы», конкурс имени Афзаловой, Вагаповский фестиваль, фестивали «Үзгәреш җиле», «Ветер перемен» и другие] для авторов песен и исполнителей.
Хотя ко многим инициативам у критиков есть вопросы, такие события поддерживают артистов и пробуждают интерес к национальной культуре у слушателей.