НАСЛЕДИЕ.
ИЗО
Изобразительное искусство Татарстана прошло долгий путь от керамических и ювелирных изделий до всемирно известной графики и узнаваемой во всем Советском Союзе живописи.
О наследии ИЗО и том, что сейчас происходит в выставочных залах и на улицах республики — подробно в материале.
История
изобразительного искусства
Татарстана
Изобразительное искусство Татарстана начало формироваться с декоративно-прикладного творчества.
Заезжие в древний Булгар купцы удивлялись красоте и качеству керамических и ювелирных изделий местных мастеров.
Воротниковые застежки, накосники, перевязи, серьги и браслеты делали в разных техниках обработки металла с орнаментами и яркими контрастными камнями. Особенно купцам нравилась бугорчатая филигрань — техника накрученных завитков, которая встречалась только у татар.
Не такой, как у всех, была и кожаная мозаика, которой украшали обувь. Позднее в XVI—XVII веках многоцветные узорные ичиги стали частью парадной одежды не только татарской, но и русской знати.
В золотоордынский период и период Казанского ханства татары овладели резьбой по дереву и камню, узорным ткачеством
и ковроделием, вышивкой и золотым шитьем, каллиграфией и шамаилей [созданием настенного панно с кораническими арабскими надписями].
Со второй половины XVI века искусство развивалось в формах народного творчества. Исчезли архитектура и связанные с ней виды монументально-декоративного творчества: художественная керамика [из-за выселения татар с мест добычи глины], обработка металла горячим способом [по причине официального запрета] и другие.

Почти три века изобразительное искусство Татарстана было в стагнации.
Конец XIX — начало XX века связаны
с трансформацией традиционной культуры в светскую, европейски-модернизированную.
В Казанской губернии появились мастерские по художественным ремеслам. В апреле 1895 года открылся Казанский городской научно-промышленный музей с картинной галереей, в которую входили полотна русских, итальянских, французских, фламандских, голландских художников.
1 сентября того же года в Казанскую художественную школу поступили первые ученики. С этим заведением связаны Фешин, Беньков, Бурлюк, Радимов.
Благодаря скульптору ДзюбановуПоверженный титан» в фойе филиала МГАХИ им. Сурикова — его работа] в Казани появилось скульптурное отделение художественного училища, в котором к 1908 году занимались 19 человек.
Сегодня скульпторами-классиками республики считаются Урманче [скульптура Тукая перед входом в дом-музей в Кырлае], Ахун [памятник Тукаю на ул. Пушкинской], Ханов [скульптура «Родина-Мать»
в Набережных Челнах], Минулина [памятник Благотворителю в сквере
на площади Тысячелетия у Казанского кремля, «Мальчики, играющие
в футбол» на Фестивальном бульваре] и другие.
В послереволюционные 1920-е годы возродилось народное прикладное искусство и национальная графика.
В 1925 и 1930 году на международных выставках в Париже были представлены иллюстрации Юсупова, Тагирова, композиции к книгам «Октябрь и молодое поколение» и «Загадочный шалаш» Мухаметжанова.
Работы татарских художников стали узнавать в Советском Союзе и мире. Особый творческий подъем пришелся на послевоенные годы. Картины
о современной жизни республики и страны писали Якупов, Фаттахов, Зуев, Рафиков. Они творили в связи с политическими реалиями: полотна отображали мечты поколения, верившего в коммунистическое будущее.
Художники 1970-х — 1990-х годов вдохновлялись историей республики
и образами татарского фольклора. «Воспоминания» Зарипова, «Под старой яблоней» Шайдуллина, «Диалог с традицией / Гореф-гадәт белән әңгәмә» Абзгильдина, полотна Федорова, Ильясовой, Загидуллина, Саляхова продолжили национальные темы.
Современное искусство
Татарстана: Что происходит с ИЗО
с начала XXI века
В работах художников, которые продолжают или только начинают заниматься ИЗО в новом веке, чувствуется влияние модернистских традиций [Рустам Салихов, Рамин Нафиков], сюрреализма и русского авангарда [Олег Иванов, Геннадий Архиреев, Евгений Голубцов].
Составить портрет современного художника почти невозможно: кто-то выбирает визуально понятные формы
Многие авторы подчеркивают в работах национальную идентичность, некоторые — концептуализм и постконцептуализм.
а кто-то
идет непредсказуемым
путем.
Кто-то приходит в современное искусство через классическое, а кто-то сразу отказывается от традиционных направлений. Кто-то заканчивает школы [Школа Родченко, «База», ИСИ,
«Свободные мастерские» и другие], а кто-то творит без образования.
Нет единой инструкции — есть индивидуальный подход.
Центральной фигурой современного искусства Татарстана можно назвать Ильгизара Хасанова.
В начале 2000-х годов Ильгизар начал работать с реди-мейдом [направление современного искусства, в котором объекты, изначально созданные не с художественными целями, помещают в неожиданный контекст и преобразуют в произведения искусства] и инсталляцией.
В работах художник исследует советскую материальную культуру и использует предметы, вышедшие из обихода.
За перформативное направление в Татарстане отвечает дуэт Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова.
Ангелина и Родион проработали в театре более 10 лет, прежде чем
сформироваться в художников перформанса
вида искусства, традиции которого в Татарстане раньше не было.
Художники успели стать резидентами ГЭС-2 и номинантами на «Золотую маску».
Их творчество отличается многослойностью, они работают на стыке перформанса, танца и скульптуры и часто подвергают тела физическим испытаниям.
Из художников, которые работают с нетрадиционными экспериментальными медиумами, можно выделить:
Зухру Салахову
Dina Salqin.
И
Зухра начинала с создания вышивок небольших форм
с мифическими сюжетами,
сейчас работает со скульптурой, инсталляцией и текстильными объектами.
Dina Salqin делает керамику, которая напоминает флору подводного мира. Скульптуры «водорослей» кажутся живыми за счет необычной формы и цвета.
Интервью с художницами можно прочитать здесь и здесь.
Многим кажется, что классическое искусство понятнее, чем современное.
Но чтобы действительно разбираться в живописи или скульптуре, нужно знать исторический контекст, понимать иконографию определенного периода в определенном месте.
Для этого нужно читать много литературы и критики по теме. Современное искусство еще молодо и не успело обжиться методологической базой, которая бы объяснила все процессы.
Если вы ходите на выставки, слушаете лекции и общаетесь
с художниками, но не можете понять, что хотел сказать автор, это нормально: искусство не объясняет мир — оно ставит вопросы, заставляет сомневаться, думать и меняться.
который начал работать как ЖИВОПИСЕЦ-СТАНКОВИСТ в 1980-х, постепенно осваивая стилевые и технологические приемы.
Стрит-арт:
Что происходит на улицах
Стрит-арта в Татарстане появляется все больше — чего стоит проект развития общественных пространств в Альметьевске «Сказка о золотых яблоках».
Улица — пространство свободы, которое позволяет художникам экспериментировать, придумывать, делать что-то несерьезное — за этой несерьезностью как раз и стоит возможность творчества.
Одновременно с развитием уличных инициатив происходит их легализация: без согласования эскизов и места почти невозможно создать граффити или мурал, которые долго просуществуют.
Другие направления стрит-арта типа стикер-арта, инсталляций и паблик-арта появляются редко. Отчасти это связано со слабой событийной программой: в Татарстане нет фестивалей, которые ориентированы на взаимодействие художников
и локальных сообществ с городской средой, ее улучшение и работу с проблемными районами.
Есть нерегулярные события, в рамках которых создают муралы или граффити, но их тоже немного: это COMBOnation, «Двор Unity Fest», «Культурный код», «ФормART-2024».
Тем не менее, уличное искусство важно для города: авторы граффити
и теггов [стикер-арт и перформансы наподобие миниатюрных кукол, которые недавно появились в парке «Черное озеро» тоже является формой теггинга] обозначают свое присутствие в городе, осваивают место и заявляют право на него.
Где смотреть современное
и не только
искусство в Казани
Один из главных центров художественной жизни Казани.
Государственный музей изобразительных искусств РТ
ул. Карла Маркса, 57 и 64, Казанский Кремль
В галерее выставляются как известные художники со всероссийским и международным признанием, так и молодые авторы.
Кроме выставок, здесь проходят лекции и мастер-классы, тематические фестивали, конкурсы и концерты.
Современное пространство с ароматными и тактильными станциями, проекциями и мультимедиа.
Центр «Эрмитаж-Казань»
Территория Кремля, 12
В основном в казанском Эрмитаже работают персональные выставки известных художников и экспозиции, открытые совместно
с Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей и другими крупными

музеями страны.
К республиканским событиям в центре готовят тематические выставки
из собственного фонда.
Выставочные залы Присутственных мест
Территория Кремля, 5
В просторных залах представлены масштабные выставочные проекты об истории, культуре и личностях Татарстана.
Например, недавно в музее прошла выставка «Казань сквозь века» с уникальными предметами археологии, этнографическими материалами и документами золотоордынского периода и Казанского ханства.
Мультифункциональное пространство с книжным магазином и издательством.
Центр современного искусства «Смена»
ул. Бурхана Шахиди, 7
В «Смене» выставляются современные российские и зарубежные художники, участники экспериментальной лаборатории молодых художников «Смена Лаб».
Во всех экспозициях реализованы различные подходы, формы и контексты, в которых существует современное искусство в России.
Такая концепция популяризирует ИЗО и подсвечивает все грани новых направлений.
Belova Art Gallery
ул. Кремлевская, 9А
В фокусе выставочного пространства — локальные художники, инсталляторы и перформеры, хотя для художников из других городов место тоже есть.
Ежегодно галерея принимает по пять — семь экспозиций: от камерных и сборных, до персональных и групповых.
В рамках выставок в галерее проводят экскурсии-медиации, лекции, дискуссии,
опен-токи, кинопоказы и мастер-классы.
Миссия частной галереи — познакомить жителей республики с яркими представителями искусства и перспективными художниками Татарстана.
Галерея современного искусства «БИЗОN»
ул. Баумана, 44/8, ТЦ «Родина», этаж 1
Сюда приходят за перформативным искусством и неожиданными решениями.
Чего стоит «Зона свободного плавания» Гаянэ Аветисян, Наталии Спечинской и Ольги Цимболенко: здесь и пловчиха
в образе «Неаполитанской принцессы» Франческо Лаурана,
и городские сцены из воображений и сновидений модернистов,
и птицы как символ свободы и, неожиданно, страха.
Галерея ES Gallery Studios
ул. Островского, 98
Галерея создана как коммуникационный центр для художников, которые ищут себя и готовы делиться тем творчеством и идеями, которые у них уже есть.
В резиденциях и мастерских ES Gallery начинающие авторы и состоявшиеся художники рефлексируют на разные темы: от роли женщины в современном мире до физического воплощения чувств.
Центр цифрового искусства ArtPlay Media
ул. Пушкина, 17
Мультимедийные выставки в формате «оживших полотен» погружают зрителей в картины за счет проекций на стенах и полу и объемного звука.
Экспозиции посвящены как известным художникам, так и современному искусству.
Галерея-мастерская Зайцева
ул. Бурхана Шахиди, 7, этаж 3
В галерее действует постоянная экспозиция, в которой собрана оригинальная коллекция картин Славы Зайцева.
Уникальность полотен в том, что художник не пишет красками, а использует обрывки журналов, песок, землю, специи, соль и другие нетрадиционные материалы.
При этом заметить необычные техники издалека почти невозможно. Например, серия картин «Железный зоопарк» сделана из металлических скоб. Серые полоски расположены так, что их едва можно отличить от графического рисунка.
За экспертный комментарий благодарим искусствоведа, куратора и арт-журналиста Луизу Низамову
Читать далее...
КИНО И ТЕАТР
Читать далее...
АРХИТЕКТУРА
Читать далее...
ЛИТЕРАТУРА
Читать далее...
МУЗЫКА
Реклама. ООО «ГЛОБАЛРИЭЛТ», erid: 2SDnjetrNci